Еда для вегетарианцев подорожала до 30% из-за проблем с логистикой

Отдельные продукты питания для вегетарианцев у поставщиков подорожала на треть. Это следует из опроса ритейлеров и рестораторов, который провели «Ведомости». В последние три года продажи вегетарианских продуктов в стране увеличились в 2,9 раза до 57 300 т, с темпом роста 36,4% в год, говорит директор по развитию продуктов маркетингового агентства ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова Татьяна Касимова. Такие темпы были достигнуты, несмотря на то что адептов здорового питания всего 5%, а доля вегетарианцев устойчива. Но россияне активно расширяют свой рацион за счет альтернативных продуктов, считает директор по развитию продуктов.

По оценкам Ассоциации производителей альтернативных продуктов питания (АПАПП) и Союза производителей продукции на растительной основе (СППРО), по итогам 2021 г. весь рынок растительных продуктов оценивался в 3,5 млрд руб. (2,6 млрд руб. – в 2020 г.), комментирует исполнительный директор СППРО Валерия Родина. Позитивный прогноз на этот год – в удержании позиций, а негативный – откат к цифрам начала 2021 г., заключает она.

Из-за сложившейся ситуации производители вынуждены спешно пересматривать планы и сокращать ассортимент. Оставляют только бестселлеры и развивают эконом-линейки, говорит Артем Пономарев из АПАПП.

В России производится недостаточное количество сырья, нужного с точки зрения технологии, и некоторые ингредиенты заменить «за один день» нельзя

Производители растительной продукции достаточно сильно зависят от некоторых импортных ингредиентов. По данным АПАПП и СППРО, производители испытывают дефицит кокосового молока, масла и стружки, финикового сиропа, пасты и порошка, сиропа агавы, батата, соевого лецитина, горохового изолята, крахмалов, масла какао и т. д.

В Минсельхозе проблем с сырьем для альтернативных продуктов не видят. Российские производители работают с широким кругом поставщиков, что позволяет им оперативно перестраивать каналы импорта в случае необходимости, говорит представитель ведомства. Он считает, что существующие логистические сложности можно решить за счет изменения маршрутов поставок.

В случае с таким сырьем, как кокосовое молоко, стружка и т. д., российские производители все равно на 100% завязаны на импорте в связи с особенностями культур, не произрастающих у нас в стране, комментирует Татьяна Касимова из ФНЦ пищевых систем «Ведомостям».

Представитель «Вкусвилла» дополнил, что вместе с производителями активно ищет и находит сырье, которое производится в России или странах Таможенного союза, в частности сейчас тестируются образцы растительных йогуртов с отечественными наполнителями. По словам сооснователя АПАПП Артема Пономарева наблюдаются сложности с поставками вне зависимости от курса рубля.

Ведомости